«Мобильные приложения — не манна небесная»


17.07.2014

Куда податься начинающему технарю-программисту? Два самых популярных направления — системная интеграция и мобильные приложения. По оценке РА «Эксперт», первый рынок в прошлом году достиг 340 млрд рублей, второй — 50 млрд рублей. Около половины выручки крупнейших IT-компаний приходится на интеграцию, поддержку и консалтинг, на разработку программ, в том числе приложений — 11%.

Приложение  Два года назад мы с другом Игорем решили начать бизнес именно с приложений. Сначала у нас не было ни офиса, ни наемных сотрудников, а юридический адрес был зарегистрирован в парикмахерской, куда я хожу стричься. Мы сделали «модный» сайт, и не зря: через три недели через «Яндекс.Директ» (заказать настройку яндекс директа можно в интернете) нас нашла крупная логистическая компания, экономная, но не желавшая работать с фрилансерами. В итоге «за три копейки» и четыре месяца мы сделали приложение и мобильную версию сайта. Держать для каждой платформы своего разработчика нерентабельно. Заказчики не хотят тратить 100 000 — 200 000 рублей на приложение под одну платформу, что с учетом минимум трехмесячной работы делает работу невыгодной.Однако в процессе выполнения мы выяснили:

  • «Плохие» заказы приходят сами. Даже после отключения «Яндекс.Директ» мы до сих пор получаем не менее трех предложений в неделю о создании приложения за 100 000 — 150 000 рублей.
  • Чтобы делать проекты за несколько миллионов рублей для солидных заказчиков, нужно имя. Создать его можно, только делая качественные продукты, посещая конференции и форумы мобильных разработчиков и при этом работая в минус минимум от 9 до 15 месяцев.
Большинство заказчиков и разработчиков забывают, что мобильные приложения в сфере b2b — лишь средства удобного доступа к базе данных, а не манна небесная, увеличивающая благосостояние компании в три раза.

А b2c-компании с удобным сайтом иметь мобильное приложение необязательно, достаточно адаптировать интерфейс сайта под движок WebKit и превратить телефонные номера в активные ссылки.

Встал вопрос, что нам делать дальше: нарабатывать имя и делать приложения с крутым дизайном за большие деньги? Нам хотелось осмысленности. 

Интеграция  Мы решили заняться интеграцией, причем в сфере систем безопасности — одной из самых востребованных и экономически выгодных областей. Рентабельность по чистой прибыли в самом крупном «интеграторском» бизнесе — около 20%, а в разработке продуктов для защиты информации — 40%. Один из наших соучредителей работал в компании, где разработал модуль для распознавания автомобильных номеров. Мы приобрели лицензию на эту разработку и на ее основе создали систему выявления краж на предприятии при помощи обработки данных видеосъемки. Мы довели продукт до состояния узкоспециализированной, но простой системы, способной справляться с процессами на абстрактном предприятии (так называемое коробочное решение) и вывесили информацию на «Яндекс.Маркет». В результате наша разработка была внедрена на нескольких заводах, мы получили хорошую прибыль. Однако мы отказались и от «коробочной интеграции» систем безопасности. И вот почему:

  • Светлая идея генерального директора обычно вызывает непонимание у его подчиненных, особенно если затрагивает IT-системы. Сроки сдачи сдвигаются, возникает куча доработок, и исходная разработка сильно меняется.
  • Служба безопасности — особые люди, «коробочные» решения им нравятся редко.
  • Все системы, подобные нашей, основаны на автоматизации бизнес-процессов, которые далеко не всегда способны решать прямые задачи. А такие задачи особенно часто возникают при решении задач безопасности.
  • Любое специализированное «коробочное» решение работает плохо. Именно поэтому у мирового гиганта в области ПО для организаций, немецкой компании SAP во многих отраслях нет конкурентов — они были одними из первых, постепенно наращивали и улучшали функционал. Да, он очень развесистый и не очень удобный, но зато настроить можно все.
Конструктор  Полгода мы выбирали новую нишу и поняли, что хотим делать проекты в сфере безопасности, но на заказ и на основе готовых технологий. И вот почему:

  • И в России, и за рубежом любой качественный программный продукт, сделанный под нужды хотя бы одного заказчика, находит свою нишу. Если его разработать с умом и правильно оформить права, полученный конструктор можно успешно продавать.
  • Данная ниша требует разработки новых методов и технологий, закрывающих различные дыры в системах безопасности предприятий. При интеграции готовых систем это сделать проблематично, так как требуются доработки, часто существенные. А собрать комплексное решение на основе готовых технологий (распознавание, облачное хранение данных, гибкая база данных, управление контроллерами) под потребности клиента можно запросто.
  • Не существует готовой идеальной системы, позволяющей решить абсолютно все задачи, которые ставят клиенты. Новые потребности всегда возникают и развиваются спонтанно, и каждый раз, обсуждая и прорабатывая решения свежих задач, увеличивается спектр, а вместе с ним и ценность технологий компании.

Возврат к списку